Публикации методических разработок на образовательных сайтах


|
Рабочие программы

|
Проект "Моя школа"

|
В межаттестационный период работаю над темой «Технология проблемного обучения на уроках истории и обществознания»
Цель моей профессиональной деятельности, как учителя истории и обществознания, согласуется с деятельностью нашего образовательного учреждения: развитие личности, способной к творчеству и самостоятельности в решении жизненных социальных проблем через уроки истории и обществознания.
Задачи профессиональной деятельности, обеспечивающие достижение цели:
1 Обучить школьников умению ставить цели и самостоятельно организовывать свою деятельность для их достижения; оценивать результаты своих действий.
2. Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями.
3. Воспитывать творческую личность, умеющую видеть и разрешать нестандартные проблемы.
Актуальность проблемного обучения заключается в том, что оно, в отличие от традиционного, доставляет радость самостоятельного поиска, открытия, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности и творческой активности обучаемых.
Особенность данной технологии заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего.
Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь обучающихся в активный познавательный процесс, изменяя роль учителя. Он - консультант, помощник, наблюдатель, координатор, организатор процесса добычи информации обучающимся, которую нельзя получить по готовому образцу, так как проблемное обучение требует проявления самостоятельности и оригинальности. Не репродуктивное восприятие прошлого и настоящего, а выработка личной гражданской позиции через собственное открытие факта, события. Его переосмысление возможны только при использовании метода проблемного обучения, который обеспечивает высокую мотивацию учащихся.
Дети в малокомплектной сельской школе находятся в условиях небольшого коллектива, в котором зачастую мнение взрослых не подвергается сомнению. Но в жизни, как правило, так бывает не всегда. Использование технологии проблемного обучения в условиях малокомплектной сельской школы позволяет обучающимся научиться критически оценивать события и факты окружающей действительности, что в дальнейшем позволяет им увереннее ориентироваться в неизвестном им большом мире.
Важную роль в преподавании предмета играет методическое обеспечение: учебно-методические и наглядные пособия, дидактический материал, технические средства обучения, поэтому постоянно работаю над пополнением учебного материала в кабинете, над созданием банка вариативных заданий по каждому классу, по каждой теме. Кабинет истории оснащен компьютером, подключённым к локальной сети, медиапроектором, настенным экраном.
В настоящее время в 5-9 классах работаю по УМК «История России» под редакцией А.В. Торкунова. Он создан в соответствии с требованиями Историко-культурного стандарта и ФГОС основного общего образования. С учётом современных достижений отечественной и мировой исторической науки авторы излагают ключевые события отечественной истории. Впервые в школьном учебнике даётся синхронизация исторического процесса. Значительное
внимание уделено вопросам культуры и быта. Используя данный УМК, стараюсь добиться положительных результатов в создании условий для самореализации и саморазвития детей, формирования у учащихся российской гражданской идентичности и патриотизма.
Для изучения всеобщей истории использую линию учебно-методических комплексов (УМК) по всеобщей истории А. А. Вигасина, О. С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы.
В 10 – 11 классах использую линию учебников по истории России издательства «РУССКОЕ СЛОВО» 10–11 классы (базовый уровень) Учебники объединяют в себе курс российской и мировой истории, с приоритетом первой. История нашего Отечества органично вписана в мировой исторический процесс.
Изучение данного курса способствует формированию у обучающихся целостной картины мировой истории, позволяет более глубоко познакомиться и усвоить социокультурный опыт человечества, определить роль России во всемирно-историческом процессе, осознать себя представителями исторически сложившегося гражданского, поликультурного и поликонфессионального сообщества.
Для изучения предмета обществознание использую УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова. Учебник 5 класса является началом единой линии учебников по обществознанию для основной школы. Она обеспечивает преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», расширяя элементарные представления учащихся о человеке и его взаимодействии с другими людьми, обществом и государством. Материалы учебников позволяют оптимально построить учебную работу в классе, найти ответы на поставленные проблемные вопросы, ситуации.
Уровень теоретических знаний позволил мне, оценив действующие программы, адаптировать их к конкретным классам; обосновав целесообразность корректив, осуществить поиск оптимального отбора содержания учебного материала, его структурирования, распределение учебных часов, разработать различные варианты уроков на основе этих программ.
В проблемном обучении выделяют следующие методы: исследовательский, частично-поисковый, проблемное изложение материала.
Используя метод проблемного изложения представляю информацию в необычной форме, расставляя акценты таким образом, чтобы активизировать процесс мышления обучающихся. Информация учителя создаёт почву для самостоятельных рассуждений ребят над услышанным, возникновение сомнений.
Применяя частично – поисковый метод предлагаю учащимся для постановки проблемы рассмотреть иллюстрации, репродукции картин. Анализируя предложенный материал (объясняя фрагменты, детали и т.д.) разрешается поставленная проблема, а при обобщении всех высказываний складывается представление о том или ином событии, явлении, изображенном на предложенном материале.
Исследовательский метод обеспечивает усвоение опыта творческой деятельности. Координирую работу обучающихся в самостоятельном овладении способами поиска знаний. Считаю наиболее важным в данном случае осмысление и решение обучающимися проблемы в целом.
Использую нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, практикумы, уроки в форме деловой игры, урок-исследование, урок – творческий отчет, урок –защита исследовательских проектов, урок открытых мыслей.
Домашнее задание практикую исследовательского характера, которое сочетает в себе разнообразные виды, позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени.
Каждый свой урок стремлюсь проводить на высоком методическом уровне, учитываю индивидуальные особенности и уровень подготовленности обучающихся, постоянно ищу новые формы обучения, позволяющие увлечь детей. Все это позволяет не только развивать, но и совершенствовать творческий потенциал каждого ученика, добиваться развития универсальных учебных действий.
На сайтах https://урок.рф, https://infourok.ru публикую методические разработки.
Для реализации ФГОС в своей работе я использую следующие технологии:
- информационную технологию: как умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунка, исторических карт, схем, умение работать с энциклопедиями, историческими справочниками, словарями, Интернет-ресурсами и другими базами данных, в поиске необходимых знаний;
- исследовательскую технологию: для нахождения и сравнения, сопоставления, классификации объектов по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
- коммуникативную технологию: как владение монологической и диалоговой речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
- игровую технологию: которая является одной из уникальных форм обучения, позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению истории. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка.
- рефлексивную технологию: как владение умениями совместной деятельности, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
-здоровьесберегающие технологии и методики решают проблемы сохранения и укрепления психического и физического здоровья обучающихся при организации образовательных отношений
Вношу личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяю собственный опыт в области повышения качества образования.